Московский проспект, д. 183-185, лит. А, пом. 1767
Оптимизация налогов в современной РоссииГлавная » Оптимизация налогов в современной России
Серая схема оптимизации налогов, а говоря проще ухода от налогов, возникла сразу, как только в начале 90-х возникла новая постперестроечная Россия в одночасье погруженная в бушующее море криминального капитализма или, если вам так больше нравится, начавшее плавание по законам рыночной экономики. Схема незамысловатая, но чрезвычайно эффективна. Может быть применена в любой организации. Часть денег вместо того, чтобы направляться на реальные расходы, отправляется в фирму-однодневку, которая реальную деятельность не ведёт, налогов не платит, но выдаёт документы на расходы, и возвращает деньги наличными, за вычетом определённого процента. От этой схемы было множество производных различной степени запутанности, но суть всегда оставалась неизменной. Собственно это и называлось гордо «налоговой оптимизацией». С этой схемой боролись долго и упорно. Но побороть никак не могли. И вот, наконец, произошло чудо. После 2017 года схема стала стремительно исчезать из нашей жизни. Мы не будем сейчас подробно описывать плюсы и минусы данной так называемой оптимизации налогов для малого бизнеса, для населения и для государства в целом. Отметим только, что в итоге масштабы этой налоговой оптимизации привели к тому, что сбор такого налога как НДС в начале 2000-х годов только-только покрывал расходы на его администрирование, а, например, более чем 90% участников внешнеторговых операций являлись фирмами-однодневками, которые не мудрствуя лукаво просто предъявляли к возмещению (воровали) фиктивный входящий НДС при экспортных операциях, который с одной стороны получали на расчетный счет от государства, а с другой стороны возвращали за минусом малого процента наличными через фирмы-однодневки. Рентабельность – просто космическая. Зачем напрягаться и что-то производить, изобретать? И это только внешнеторговая деятельность. А что происходило на внутреннем рынке, например в строительстве – мы даже не будем вспоминать. Отметим только, что в этой волшебной золотой карусели были задействованы все – и бизнес, и чиновники, и, конечно же, банкиры. Все были в доле, всем было хорошо… Кроме простого населения, как это всегда бывает. Про то, что государство, ведущее таким образом налоговое администрирование, было обречено - мало кто вспоминал. Рыночная экономика не позволяет думать о таких сентиментальных вещах.
Далее мы хотим привести буквально несколько выдержек в свободном пересказе и с небольшими исправлениями из замечательной статьи на эту тему, размещенной на ресурсе aftershock.news. Боролось ли государство с фирмами-однодневками или так называемыми «помойками»? Конечно, боролось. Но на начальном этапе борьба напоминала борьбу "пчелы против меда". Сначала, в 90-е года пчелами были олигархи и иже с ним. Они сильно влияли на власть, и они же активно использовали схемы с помойками. И разные другие. Поэтому в 90-е никаких вообще ужесточений на этом поле не случилось. Россию просто грабили. После прихода Путина началась настоящая борьба, но очень долго с переменным успехом. Первое, что было сделано - это заключение деловых соглашений государства с крупным бизнесом, государственным и негосударственным. Смысл был простой: ребята, платите налоги, и вам дадут спокойно работать. Причем подход там был достаточно интересный. Налоговые органы просто устанавливали уровень налогов, которые в итоге должен заплатить крупный бизнес. Для крупных компаний индивидуально. Даже соглашения с ними на эту тему заключали. Что происходило со всеми остальными. Работа велась по нескольким направлениям: Прежде всего Налоговая инспекция пыталась в судах доказывать, что оплаты, проведенные на фирмы-однодневки являются притворными, и поэтому расходы не могут быть зачтены. Но в законодательстве не было прописано такого понятия как «фирма-однодневка» и, соответственно ее критерии. Поэтому суды в основном становились на сторону «налогоплательщиков», если можно было их так назвать. Пострадали лишь несколько компаний. Но это была капля в море и существенно на ситуацию никак не повлияло. Доказать, что фирма реально не вела деятельности было очень сложно. Даже если в ней 2 сотрудника, и большие обороты. Понятно, что те, кто такие фирмы держали, быстро стали приспосабливаться к мониторинговым мероприятиям налоговых органов. Фирмы-однодневки стали обзаводиться реальными офисами, реальными директорами, реальными сотрудниками и т.д. Все это сделало услуги фирм-однодневок несколько дороже, и только. Но при этом такая серая оптимизация налогов все равно себя оправдывала. Другое направление борьбы - это закрытие банков, которые занимались выдачей наличных денег для помоек. В этом плане были достигнуты действительно большие успехи. Один из самых одиозных закрытых банков, например, который этим занимался - это Мастер банк. Если помните, даже был убит один из начальников отдела Центробанка. Наверняка это было связано с этой темой. Особенно гайки начали закручивать - когда пришла Набиулина. Тема начала зажиматься, процент по работе с фирмами-однодневками начал расти. Но вовремя подоспел Сбербанк со своей отличной карточной системой, и возможностью снимать большие суммы частным лицам без процентов прямо со своих карточек. И за ним подтянулись и другие банки. И тема помоек и серой налоговой оптимизации снова ожила. Третье направление - это подход, который описан выше по отношению к большому бизнесу. Налоговая просто собирала руководителей компаний, и озвучивала им минимальные параметры платежей по отраслям "чтобы к Вам не придирались". К нормальному налоговому администрированию это отношения не имеет, но определенный эффект имело. Все описанные выше меры постепенно затрудняли работу фирм-однодневок, но её не устранили. Те, кто занимались однодневками, отвечали на вызовы. Делали цепочки из нескольких фирм. Использовали иностранных граждан для учредителей и директоров фирм. И прочее.
И вот, наконец, мы подступили к описанию меры, которая начала радикально влиять на рынок однодневок. Налоговая служба запустила специальную информационною систему электронной регистрации счетов фактур (расчета НДС). Произошло это с начала 2016 года, но в полной мере заработало в 2017 году. Это ни больше ни меньше переломная веха в жизни нашей страны. Произошла настоящая «тихая налоговая революция». Ее автором ошибочно называют Мишустина. Однако настоящим куратором данного проекта, в который мало кто верил, был Даниил Егоров, ставший руководителем ФНС после Мишустина. Это настоящий цифровой вундеркинд, который собирается нас удивлять и далее. Но об этом в конце нашей статьи. Суть системы на первый взгляд очень простая. Сдача всех деклараций по НДС была переведена в электронный формат. Это ключевой момент. Далее поясним логику работы этой системы автоматического администрирования НДС. Когда компании поступает документ (счет-фактура с входящим НДС) от контрагента о том, он оказал ей услугу или продал товар, компания регистрирует её в «книге покупок», откуда она поступает на сервер ФНС вместе с ежеквартальной декларацией по НДС. Такой входящий НДС моя компания может предъявить к зачету и уменьшить тем самым свои налоговые платежи. При этом поставщик услуги тоже должен этот документ зарегистрировать, но только в «книге продаж» и от него информация тоже поступит на сервер ФНС. Поставщик, соответственно, должен уплатить этот НДС в бюджет. А сервер сравнит информацию от моей компании и от моего поставщика услуги или товара. Если информация сойдется - тогда все хорошо. А если нет - то есть я зарегистрирую такую входящую счет-фактуру, а у поставщика она зарегистрирована не будет - то тогда возникает разрыв в сверке. А если есть разрыв, то налоговая инспекция не дает предъявить такой фиктивный «входящий» НДС к зачету или возмещению покупателю услуг и предлагает ему пересчитать сумму НДС к уплате. Перечислять деньги в фирму-помойку потеряло всякий смысл, так как в конце любой цепочки, где присутствует фирма-однодневка непременно будет этот самый разрыв, который налоговые органы будут видеть в режиме практически on-line. Причем, если Налоговая служба видит, что фирма не отразила продажи нескольким компаниям, то она сразу понимает, что это однодневка. И к ней тоже обязательно применяются различные меры от простой блокировки счета до уголовного преследования незадачливых «оптимизаторов налогов». То есть, если раньше однодневки могли по году жить, то теперь максимум три месяца. Но и это еще не все. Центробанк совместно с ФНС в рамках федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" разработал критерии, по которым банки обязаны отслеживать все сомнительные операции своих клиентов. А критериев там очень и очень много. Примерно с 2017-2018 года банки стали активно внедрять эти критерии в свою повседневную работу и по сути стали филиалом Налоговой инспекции по первичному контролю за хозяйствующими субъектами. Если банк решает, что ваша операция подозрительно, то ваш счет просто закрывают с остатком денежных средств. А там уж как пойдет. Наиболее лютует в этом отношении Альфа Банк, особенно в последнее время, изображая кипучую деятельность по борьбе с «террористами». Но банки тоже можно понять, поскольку разборок с финмониторингом они боятся больше, чем оттока клиентов. Далее Федеральная налоговая служба с 1 августа 2018 года запустила сервис "Прозрачный бизнес". С 2020 года данный функционал полностью сформирован и работает в полном режиме. Впервые за много лет ФНС планирует "включить свет в темной комнате" и открыть полный пакет данных юридического лица для всех желающих для ухода с рынка недобросовестных игроков и позволит добросовестным организациям проявлять так называемую "должную осмотрительность", которая для многих компаний уже стала обязательным этапом при заключении договорных отношений с новым контрагентом. Ведь если не проявить "должную осмотрительность", то тут же может нагрянуть "необоснованная налоговая выгода" согласно пункта 1 статьи 54.1 НК РФ, независимо от того занимаетесь ли вы в реальности налоговой оптимизацией или нет. Особенно это касается тех компаний, кто работает на общей системе налогообложения (ОСНО) и имеет дело с НДС. Отметим отдельно, что закрепление в Налоговом кодексе понятия «необоснованная налоговая выгода» позволяет в настоящее время Налоговой службе выигрывать абсолютное большинство судебных разбирательств с «налоговыми оптимизаторами». И тут ситуация весьма невеселая для бизнеса, так как под «необоснованную налоговую выгоду» при должном профессиональном подходе можно подогнать очень и очень многие бизнес-операции. Одним словом «лес рубят – щепки летят». Старые схемы серой оптимизации налогов приказали долго жить.
Результат этих совместных мероприятий Федеральной налоговой службы, Центробанка и Финмониторинга впечатляет. Из безнадежного налога за несколько лет к 2020 году НДС превратился в самый собираемый и основной налог, пополняющий наш бюджет. А фирмы-однодневки вошли в историю. Но на этом Налоговая служба не планирует останавливаться. ФНС наиболее активно из всех государственных органов (ну еще Таможня не отстает) использует цифровую трансформацию для усиления администрирования своих функций. И прежде всего в самое ближайшее время это будет чревато для российского бизнеса переходом на обязательный электронный документооборот до 2024 года со всеми вытекающими последствиями. Переживут этот переход далеко не все, особенно в малом бизнесе и без того заметно поредевшем за период 2019 – 2021 годов. Но мы не будем в рамках данной статьи подробно останавливаться на всех планах ФНС в этом направлении, при этом для понимания того, куда они хотели бы привести в итоге бизнес, представим вашему вниманию несколько цитат из интервью Даниила Егорова, который возглавил ФНС после Мишустина. Корреспондент - Одно из важных начинаний ФНС последних лет в том же русле — налоговый мониторинг. Прежняя позиция ФНС заключалась в том, что эта среда доверия для очень крупных компаний. Каковы ваши планы на будущее? Этот институт будет расширяться или стандартным режимом останется стандартное взаимодействие ФНС и бизнеса, а некрупная компания на режиме «автоматического исчисления налогов» перейти в ближайшие годы все равно не сможет? Егоров — Сказать, что есть четкий ответ, наверное, было бы скоропалительно. Этот режим был и сейчас является заточенным под крупные компании — он требует адресного подхода и выстраивания коммуникаций. Можно ли этот режим перевести в режим для небольших компаний — когда мы дойдем до полного электронного документооборота, о котором я говорил, и будем сами рассчитывать налоги, места для налогового мониторинга в таком режиме налогообложения нет. Что мониторить, если ФНС и так сама все агрегирует? Если модель будет другой, то этот режим придется модифицировать и искать такую систему, которая сделает этот продукт более массовым. Пока наши планы таковы. Сейчас в системе налогового мониторинга 95 крупнейших компаний, в 2021 году будет более 200 — это примерно 43% всех налоговых поступлений страны. Критериям будут при этом соответствовать 3800 компаний. Нами разработан проект снижения критериев перехода на налоговый мониторинг: порог уплаты налогов снизится с 300 млн до 100 млн руб., пороги доходов и активов в год — с 3 млрд до 1 млрд руб. Корреспондент — Система управления рисками ФНС для компаний имеет свои издержки: многие говорят, что «светофор рисков» ФНС, исходно порожденный АСК НДС, заставляет компании выбирать между абсолютной лояльностью и тенью. Насколько сложным и многомерным в будущем может быть такой «светофор»? Егоров — Знаете, мы уже так далеко ушли от системы «светофоров» за это время! Может быть, снаружи пока виден только «светофор», но внутри все на порядок сложнее. Мы постоянно обновляем данные о рисках, о том, какие сущности вообще бывают в деловых операциях, какие модели у бизнеса, какие схемы ухода от налогов могут быть применены на рынке — по сути, это депозитарий информации о рисках. Он пополняется данными из самых разных точек, в частности о том, что вообще может происходить на рынке, мы знаем в том числе и из системы налогового мониторинга. И все эти сведения о рисках применяются к отдельно взятой компании-налогоплательщику — и сейчас уже на стадии до совершения операции, а не после. Конечно, мы оказываемся совсем в другом состоянии, и это меняет настроения налогоплательщика. Посмотрите, что произошло с НДС. Мы уже получили, с моей точки зрения, новую культуру уплаты налога, у нас самый низкий налоговый разрыв по НДС за всю историю наблюдений — 0,43%. Уход от НДС перестал быть обыденным поведением — это для людей с очень серьезным аппетитом к риску. Но дело даже не в этом. В 2019 году ФНС снизила срок камеральной проверки по НДС до двух месяцев, в него попадают больше 90% налогоплательщиков, сдающих декларации по возмещению. Сегодня мы уже вошли в эксперимент, в котором мы снижаем срок проверки до месяца. Люди получают оборотные средства гораздо раньше, а для нас это оптимизация наших процессов. Зачем тратить время на проверки там, где мы уже понимаем, что риск стремится к нулю? Зачем держать деньги налогоплательщика заблокированными, когда эти деньги могут быть обратно возвращены в экономику? Система контроля рисков влияет на поведение двух сторон. Конец цитирования. Это знаменитое интервью руководителя ФНС РФ Даниила Егорова было опубликовано в электронной газете «Коммерсант» 20.11.2020 года и называлось «Порядок цифр верный, это триллионы». Настоятельно рекомендуем изучить его целиком. Поэтому на современном этапе вопрос оптимизации налогов хоть и допустим, но должен лежать строго в рамках действующего законодательства и осуществляться не бритоголовыми «финансовыми консультантами», а ответственными бухгалтерами с очень высокой квалификацией и знанием налогового законодательства. Все остальные так называемые «серые схемы» оптимизации налогов превратились в классическую «русскую рулетку» со всеми вытекающими последствиями.
|